Почему мост, а не тоннель?

Проектирование транспортного перехода через р. Лена в районе г. Якутска ведется с конца 80-х годов. За эти годы разными проектировщиками и экспертами рассмотрено огромное число вариантов транспортного перехода и каждый раз рекомендуемым признавался вариант в мостовом исполнении.

Створ транспортного перехода через р. Лена в районе г. Якутска утвержден на техническом совете под председательством Заместителя Председателя Правительства PC (Я) А.Н. Алексеева в 2006 году на основе работ, проводимых в течении последних 40 лет, начиная с технико-экономического обоснования, выполненного в рамках проектирования Амуро-Якутской железной дороги, как части БАМ (впоследствии железнодорожная линия «Беркакит-Томмот-Якутск») и последующих проектных и предпроектных проработок.

В 2012 году Российская Академия наук (Осипов Ю.С.) совместно с экспертами Государственного научно-исследовательского учреждения «Совет по изучению производственных сил» (Разбегин В.Н.), ОАО «Институт Гипростроймост» (Васильков А.С.), НИИ транспортного и транспортного строительства Московского государственного университета путей сообщения (Зенин А.В.), ООО «Научно-инженерный центр Тоннельной ассоциации» (Меркин В.Е.), ОАО «Институт экономики и развития транспорта» (Шарапов С.Н.), Институт мерзлотоведения СО РАН (Спектор В.Б.) в ответном письме на обращение Президента РС(Я) №2-100012172/73 от 02.02.2012 направили экспертное заключение в котором сделан однозначный выбор в пользу именно мостового перехода в Табагинском створе.

Выдержка из заключения РАН в отношении тоннельного перехода:

«В сочетании с более низкой изученностью инженерно-геологических условий в предполагаемом створе тоннельного перехода, его безальтернативным назначением и не проработанностью ряда основных технических решений, вызывающих в предложенных вариантах критику международных и отечественных экспертов, следует признать рассмотрение тоннельного варианта в качестве альтернативного, применительно к современной, крайне актуальной и конкретной задаче установления сообщения через р. Лена в районе г. Якутска нецелесообразным».

Распоряжением за №489-р от 02.04.2013 года Правительства РФ, подписанное Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым поручено заключить концессионное соглашение в отношении мостового перехода.

Характеристики моста. Состав линейного объекта

Начало трассы: Р-004 «Умнас» Якутск — Покровск — Олекминск — Дабан — Чапаево — Турукта — Ленск (Покровский тракт).

Конец трассы: Федеральная автомобильная дорога А-360 (М-56) «Лена» (автодорога Федерального значения Невер от Р-297 «Амур»).

Категория дороги – II.

Протяженность трассы – 14,1 км.

Проектом предусмотрена вантовая конструкция.

Протяженность моста (внеклассный мост) – 4,6 км.

Вантовый мост через р. Лена представляет собой трехпилонную вантовую систему с балочными эстакадами на подходах, высота центрального пилона составит 284,5 м., высота боковых пилонов 194,5 м.

Защита вантовых систем от обледенения

При создании физико-математической модели проекта строительства Ленского моста были привлечены ведущие институты России, такие как: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, институт горного дела Севера им. Н.И. Черского СО РАН, Институт мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН. Привлекается опыт изготовления, монтажа и эксплуатации ведущих мировых компаний, занимающихся производством и монтажом вантовых систем.

В настоящее время выработан ряд систем:

— пассивные, такие как изменение профиля поверхности оболочки вант, чтобы способствовать удержанию на ней скопившейся наледи до момента таяния;

— активные системы удаления скапливающейся наледи – движущие вдоль оболочки элементы (цепные блоки или специализированные челноки, снабженные системой разрушающих наледь роликов).

Кроме самих систем защиты от обледенения вант, разрабатываются также системы мониторинга, позволяющие контролировать появление опасного количества наледи на вантах.

Стоит отметить, что случаи с обледенением вантовых систем крупных мостовых сооружений, в первую очередь, связаны с характерными природно-климатическими условиями регионов, расположенных в прибрежной зоне под влиянием повышенной влажности морского воздуха.

В случае с мостовым переходом через р. Лена в районе г. Якутска, расположение моста находится в зоне резко континентального климата с среднегодовой влажностью воздуха до 65%, тем самым риск появления обледенения является минимальным. При этом при принятии проектных решений особое место отведено вопросу обледенения вантовых систем, их мониторингу и методов эксплуатации.

О проектировщике АО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург»

Разработка проектной документации организована проектным институтом АО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург», на счету которого множество успешно реализованных проектов мостовых переходов в России, в т.ч. Крымский мост, мосты на о. Русский и через бухту «Золотой рог» в г. Владивосток, ряд ключевых мостов в г. Санкт- Петербург и др. Помимо генерального проектировщика АО «Институт Гипростроймост — Санкт- Петербург» в процессе разработки проектной документации задействованы ведущие научные институты России, а именно: Институт мерзлотоведения имени академика П.И. Мельникова СО РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, ФГБУ «Государственный гидрологический институт», ФГУП «Крыловский государственный научный центр».

Предполагается ли трудоустройство местного населения в ходе строительства моста

При строительстве Ленского моста будут созданы около 1200 рабочих мест по различным специальностям.

Помимо привлечения специалистов с высшим, средне-специальным образованием, потребуется участие механизаторов и специалистов рабочих профессий. Предусматривается участие местного населения как на подготовительной стадии — начало работ при устройстве временных дорог, наплавных мостов, устройства ледовых переправ, так и на активной стадии строительства.

На начальном этапе на строительство будут привлечены порядка 500 человек. Их количество по мере работ будет увеличиваться.

Работодателем является – ООО «Восьмая концессионная компания», а также привлеченные подрядные организации.

Информация о имеющихся вакансиях для граждан с контактными данными, будет размещена на официальном сайте.

Потребность планируется закрывать через Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения и через регулярные ярмарки вакансий.

Что получит республика от строительства моста, как повлияет его наличие на регион?

Ввод Ленского моста повысит транспортную доступность для населения региона почти в четыре раза — с 22,22% до 87,28%. Повышение транспортной доступности региона обеспечит снижение на 4,1 млрд рублей бюджетных затрат на «северный завоз» ежегодно, и в целом даст мультипликативный эффект в развитии смежных отраслей экономики.

Реализация строительства моста в республике будет иметь общий положительный социально-экономический эффект в развитии экономики Республики Саха (Якутия). Повышение транспортной доступности региона, за счет строительства Ленского моста, позволит обеспечить приток более 200 млрд рублей инвестиций в проекты.

Увеличится загрузка промышленных предприятий, повысится привлекательность создания новых производств, Ленский мост станет катализатором реализации ряда инвестиционных проектов с созданием не менее 4,5 тыс. рабочих мест.

Реализация проекта даст толчок к развитию транспортной инфраструктуры и обеспечит возможность создания в Якутске крупного мультимодального транспортного узла. Ленский мост соединит пространства Восточной Сибири и Дальнего Востока — это более четверти всей территории России – свяжет три федеральные и пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и международный аэропорт.

В зону круглогодичного транспортного сообщения будут интегрированы центральные, восточные и западные районы республики с охватом 87% населения Якутии. Значительно сократятся сроки и торгово-снабженческие издержки на завоз грузов в республику, в том числе продовольствия.

Со строительством Ленского моста увеличится интенсивность грузо- и пассажиропотоков на федеральных автомобильных дорогах «Вилюй», «Лена» и «Колыма», изменится транспортная схема доставки грузов на территорию Якутии с Восточной Сибири. Как минимум на 1 тыс километров сократится путь для автогрузового транспорта из Новосибирска, Красноярска и других сибирских городов до Центральной Якутии и далее до Магадана.

Общее снижение затрат по завозу ресурсов для нужд республики в результате строительства Ленского моста и перехода к новой схеме материального обеспечения составит, средневзвешенно в зависимости от видов грузов и районов доставки, от 30 до 70%. С вводом моста ожидается экономия в виде снижения государственной поддержки из бюджета региона порядка 5,2 млрд рублей, транспортной составляющей в себестоимости товаров.

Кто будет строить мост?

Заказчиком от лица Концедента – Республики Саха (Якутия) будет выступать Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Дирекция по строительству Ленского моста».

11 января 2021 года проведено совещание по вопросу создания ГКУ РС(Я) «Дирекция по строительству Ленского моста» при Первом заместителе Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Бердникове Д.В., на котором принято решение о перераспределении штатных единиц государственных учреждений, подведомственных исполнительным органам государственной власти» — 15 штатных единиц (протокол № Пр-6-П1 от 12.01.2021г.).

Утверждено Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.01.2021г. № 11-р «О создании государственного казенного учреждения Республики Саха(Якутия) «Дирекция по строительству Ленского моста».

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 июля 2005 г.

№ 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 15 марта 2021 г. № 1751 «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Главы Республики Саха (Якутия)» государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Дирекция по строительству Ленского моста» определено уполномоченной организацией, осуществляющей отдельные права и обязанности Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) по концессионному соглашению «Проектирование, строительство и эксплуатация платной автомобильной дороги «Мостовой переход через р. Лену в районе г. Якутска».

Согласно концессионного соглашения от 13 февраля 2020 года Концессионером является ООО «Восьмая концессионная компания», генеральным подрядчиком от лица Концессионера, определено ООО «ВИС Строй». Данный подрядчик зарекомендовал себя компетентным, имеющим большой опыт в строительстве инфраструктурных объектов, партнером.

Генподрядчиком будут предложены комплексные объемы работ для заключения договоров субподряда с местными организациями. Это работы по поставке инертных строительных материалов, перевозке строительных конструкций и оборудования, дорожно-строительные работы, а также специализированные работы по устройству инженерных коммуникаций, газификации и энергетики.

Будет ли платным проезд через мост для автомобилей?

Согласно п 1.3 статьи 37 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проезд легковых автомобилей, в том числе с прицепом высотой до 2 метров и мототранспортных средств по платным автомобильным дорогам и мостам, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется без взимания платы.

Предполагается установить платный проезд для грузовых автомобилей. Тарифы за проезд будут установлены на момент ввода в эксплуатацию Объекта.

Принятые решения для исключения подтопления прилегающих территорий

МГУ и Государственным гидрологическим институтом разработана математическая и физическая модель русловых процессов, проведены испытания по гидрологическим и ледовым условиям реки Лена. На основании проведенных испытаний в проект внесено устройство эстакадной части на правом берегу длиной 2,5 км, которое позволяет исключить возможность подтопления прилегающих территорий.

Ширина реки в межень 2,3 км, в половодье 7-9 км,

Глубина русла в межень 6-8 м.

Для р. Лена характерно высокое весеннее половодье с подъёмом уровня воды до 10 м.

Река Лена замерзает на всем протяжении, толщина льда достигает 2,5 — 3 м.

Температура воздуха наиболее холодной пятидневки обеспеченностью 0,98% -54 °C, температура наиболее жаркого месяца + 38,4 °C.

Сейсмичность района строительства составляет 7 баллов.

Когда начнется строительство моста через Лену?

В феврале 2020 г. заключено Концессионное соглашение между Республикой Саха (Якутия) и ООО «Восьмая концессионная компания». Подписан кредитный договор и трехстороннее прямое соглашение между ПАО «Сбербанк России», Республикой Саха (Якутия) и ООО «Восьмая концессионная компания».

В настоящее время проектная документация на 1 подготовительный этап разработана в полном объеме, 05.04.2021 получено положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Начиная с мая 2021 года ведутся работы по переустройству инженерных сетей.

2 этап проектной документации (Основные работы) разработан и находится на рассмотрении в ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Решение вопросов исключения заторообразования

На сегодня АО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург» для проектирования мостового перехода предлагает вантовую систему.

Вантовые мосты строятся именно в целях облегчения прохождения ледоходов на реках. В этом случае мостовые опоры можно установить вдали друг от друга. В проекте Ленского моста самый длинный пролет составит около 850 метров, при размере льдин от 300 – 500 метров. Для сравнения, пролет моста в бухте Золотой Рог во Владивостоке — 800 метров, а моста на острове Русский — 1100 метров.