Почему мост, а не тоннель?
Проектирование транспортного перехода через р. Лена в районе г. Якутска ведется с конца 80-х годов. За эти годы разными проектировщиками и экспертами рассмотрено огромное число вариантов транспортного перехода и каждый раз рекомендуемым признавался вариант в мостовом исполнении.
Створ транспортного перехода через р. Лена в районе г. Якутска утвержден на техническом совете под председательством Заместителя Председателя Правительства PC (Я) А.Н. Алексеева в 2006 году на основе работ, проводимых в течении последних 40 лет, начиная с технико-экономического обоснования, выполненного в рамках проектирования Амуро-Якутской железной дороги, как части БАМ (впоследствии железнодорожная линия «Беркакит-Томмот-Якутск») и последующих проектных и предпроектных проработок.
В 2012 году Российская Академия наук (Осипов Ю.С.) совместно с экспертами Государственного научно-исследовательского учреждения «Совет по изучению производственных сил» (Разбегин В.Н.), ОАО «Институт Гипростроймост» (Васильков А.С.), НИИ транспортного и транспортного строительства Московского государственного университета путей сообщения (Зенин А.В.), ООО «Научно-инженерный центр Тоннельной ассоциации» (Меркин В.Е.), ОАО «Институт экономики и развития транспорта» (Шарапов С.Н.), Институт мерзлотоведения СО РАН (Спектор В.Б.) в ответном письме на обращение Президента РС(Я) №2-100012172/73 от 02.02.2012 направили экспертное заключение в котором сделан однозначный выбор в пользу именно мостового перехода в Табагинском створе.
Выдержка из заключения РАН в отношении тоннельного перехода:
«В сочетании с более низкой изученностью инженерно-геологических условий в предполагаемом створе тоннельного перехода, его безальтернативным назначением и не проработанностью ряда основных технических решений, вызывающих в предложенных вариантах критику международных и отечественных экспертов, следует признать рассмотрение тоннельного варианта в качестве альтернативного, применительно к современной, крайне актуальной и конкретной задаче установления сообщения через р. Лена в районе г. Якутска нецелесообразным».
Распоряжением за №489-р от 02.04.2013 года Правительства РФ, подписанное Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым поручено заключить концессионное соглашение в отношении мостового перехода.