Мост через Лену: из мечты в реальность

24.12.2020

Ростех принимает участие в очень важном для страны инфраструктурном проекте – строительстве моста через Лену. Разговоры о его необходимости ведутся на протяжении 40 лет. «Мост через Лену – вековая мечта якутян», – так прокомментировал проект глава Якутии Айсен Николаев.

Часть Якутии на левом берегу Лены все еще не имеет стабильной транспортной связи с остальной Россией. Летом ‒ это водный транспорт, зимой ‒ ледовая переправа, а в межсезонье Лена недоступна для нормальной навигации, и население вовсе отрезано от «большой земли». Проект важен на уровне не только региона, но и всей страны, и даже глобальнее ‒ в будущем мост позволит создать транспортный коридор между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Непростая история Ленского моста и о том, как мечта становится реальностью ‒ в нашем материале.

История вопроса

Разговоры о соединение двух берегов Лены возле Якутска начались еще в 1980-х годах. Связано это было с проектированием Амуро-Якутской магистрали – железной дорогой, которая должна была связать Транссиб и БАМ с Якутией, а значит пересечь Лену. Кроме того, новый мост был призван соединить восточную и западную части Якутии, обеспечив большинство якутян стабильной связью с «большой землей». Если летом сообщение между берегами возможно водным транспортом, а зимой – по льду, то в межсезонье Лена вовсе недоступна для нормальной навигации, и центр республики отрезается от восточной части.

Строительство Ленского моста активно обсуждалось на государственном уровне вплоть до распада СССР. Вернулись к этому вопросу только в начале 2010-х годов. В июне 2013 года был объявлен открытый конкурс на строительство и эксплуатацию Ленского моста. Итоги его были подведены в марте 2014 года, но тогда все ресурсы были брошены на возведение другого стратегически важного объекта для страны – Крымского моста. Наконец, к концу 2018 года, после успешной реализации этого проекта, Ленский мост – снова в центре внимания.

В июне 2019 года в ходе прямой линии Владимир Путин отметил значимость проекта, в первую очередь, для жителей региона. Уже в ноябре прошлого года президент поручил правительству представить предложения по проекту моста. Тогда около тысячи жителей Якутска собрались на древний танец «осуохай», которым традиционно выражают радость по поводу значимых событий.

В конце 2019 года были проведены конкурсные процедуры для определения концессионера проекта по проектированию, строительству и эксплуатации мостового перехода через Лену. В середине января 2020 года им была определена компания, представляющая консорциум Госкорпорации Ростех и Группы «ВИС». Концессионер займется реализацией проекта на всех его этапах. В общей сложности речь идет о 25 годах: 6 лет будет длиться проектирование и строительство, а 19 лет – эксплуатация объекта.

К проекту недавно подключился и Сбербанк, который выступает финансовым партнером концессии. Банк предоставляет кредитную линию на десять лет с лимитом до 25 млрд рублей.

Большие перспективы не только для Якутии

Сегодня часть Якутии на левом берегу Лены все еще не имеет постоянной наземной транспортной связи с остальной Россией. Здесь проживает около 600 тыс. человек, а это без малого более 60% населения всей Якутии. Зимой они переезжают на автотранспорте по ледовым переправам, летом часами ожидают паром. В межсезонье в Якутск можно попасть только воздушным путем.

Новый мост объединит федеральные автодороги «Лена», «Колыма» и «Вилюй», то есть самым коротким путем свяжет Восточную Сибирь с портами Охотского моря. Таким образом, проект очень значим не только на региональном уровне, но и в масштабах страны. Считается, что в будущем Ленский мост также получит огромное международное значение – свяжет транспортным коридором Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион.

Новый мост не только сделает жизнь якутян более комфортной, но и положительно скажется на экономике региона. Подсчитано, что грузопоток вырастет до 6 млн тонн, а пассажиропоток – до 8 млн человек в год. Всего же наземная связь через Лену сможет экономить на северном завозе не менее 4 млрд рублей в год.

Кроме того, реализуемый проект позволит создать новые рабочие места в регионе, обеспечит развитие прилегающих территорий. Совокупный положительный эффект на рост валового регионального продукта (ВРП) Якутии может составить до 3% ежегодно. Согласно оценке Минэкономразвития России, эффекты от строительства Ленского моста превышают более чем в 1,6 раза инвестиции в его создание.

Мост в будущее

Новый мост появится рядом с селом Старая Табага, которое находится в черте городского округа Якутска, в 30 км южнее самого города. Русло реки Лена здесь самое узкое – 2,5 км. В других местах Лена расширяется до 5-7 км, а иногда ее ширина составляет 20 км.

Общая длина трехпилонного вантового моста составит чуть более 3 км, а протяженность подходов – около 14 км. Мост будет двухполосным, в сутки по нему смогут проехать 4600 автомобилей. Похожие по конструкции мосты уже существуют в России – через пролив Босфор Восточный и бухту Золотой Рог во Владивостоке. Однако, как отмечают специалисты, Ленский мост – уникален. Возводится он в экстремальных условиях Крайнего Севера, в числе которых – суровые морозы, интенсивный ледоход, сильные паводки и сложная логистика завоза материалов.

На сегодняшний день уже разработана документация по первому этапу проекта и передана на рассмотрение Госэкспертизы, которая должна завершиться в мае 2021 года. Можно сказать, что Ленский мост – это вопрос самого ближайшего будущего: движение по нему может быть открыто уже в 2025 году. Сроки для такого амбициозного проекта – очень сжатые.

Источник: РОСТЕХ