Переход к делу: когда построят Ленский мост

22.12.2020

Мост через Лену возле Якутска обеспечит транспортную доступность большей части Якутии для жителей, свяжет Восточную Сибирь с портами Охотского моря и привлечет новые инвестиции.

Крупнейший субъект Российской Федерации, Республика Саха, занимает территорию свыше 3 млн кв. км, в это же время его столица Якутск не имеет круглогодичного транспортного сообщения с выходом на федеральные трассы «Лена» и «Колыма». Так, 152 дня в году между Западной Якутией и Восточной Сибирью отсутствует стабильное сообщение, поскольку зимой транспорт переправляется через реку Лену по зимникам (ледовым дорогам), а летом — на паромах с ожиданием в несколько часов.

Однако, например, в 2019 году река сильно обмелела, и паромная переправа стала давать сбои, что признавали якутские власти. В итоге более чем для 600 тыс. человек (62% населения республики) транспортное сообщение с «Большой Землей» сейчас разорвано почти на полгода каждый год.

Концепцию строительства моста через Лену, решающего эту проблему, прорабатывали с 1980-х годов, во время строительства Байкало-Амурской магистрали: тогда из трех вариантов перехода выбрали трехкилометровый мост в 38 км от Якутска около Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. В 2008 году проект получил одобрение Главгосэкспертизы, но к стройке не приступили из-за высокой сметы. Так, в 2012 году в презентации Росавтодора говорилось о стоимости проекта и его эксплуатации в 66,5 млрд руб. Позднее бывший премьер Дмитрий Медведев говорил о 80 млрд руб., а у источников агентства «Интерфакс» фигурировала оценка в 100 млрд руб.

Переход к конкретике

Обсуждение Ленского моста чиновники возобновили в 2018 году, когда президент Владимир Путин поручил вернуться к рассмотрению проекта. За этот период были проведены переговоры с потенциальными инвесторами, в том числе рассмотрено применение механизма концессии, а также защищены позиции в федеральных органах власти, государственной корпорации ВЭБ.РФ и Аналитического центра при правительстве РФ. В ноябре 2019 года проект одобрил президент Владимир Путин. Тогда же Правительственная комиссия по транспорту включила проект Ленского моста в «лист ожидания» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Также мост внесли в нацпрограмму развития Дальнего Востока, а в феврале 2020 года якутские власти подписали концессионное соглашение о его строительстве с корпорацией «Ростех» и группой «ВИС». Глава республики Айсен Николаев представил в правительство РФ смету, по которой стоимость трехкилометрового моста и 11 км подходов была оценена в 83,4 млрд руб. В эту стоимость вошел капитальный грант на 54,3 млрд руб. (47,9 млрд руб.— федеральный бюджет, 6,4 млрд руб.— региональный) и 29,1 млрд руб. внебюджетных инвестиций. В письме губернатора говорилось, что строительство планируется завершить в 2025 году. Однако летом 2020 года вице-премьер Марат Хуснуллин дал поручение Минтрансу ускориться, чтобы первый транспорт пошел по мосту уже в 2024 году.

Вантовые перспективы

После подписания концессионного соглашения гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов объявил о старте изыскательских работ. В группе «ВИС» обещали, что проектирование завершат до конца 2020 года. В итоге консорциум проектирует трехпилонный вантовый переход, который построят в самом узком месте Лены (рядом с селом Табага) с трех временных островков в русле реки. Как поясняли в якутском правительстве, сборка железобетонных конструкций будет вестись в береговых ангарах, а для работ привлекут флот Ленского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства.

По расчетам проектировщиков, мост будет иметь две полосы движения. Прогнозная интенсивность движения по ним в первые годы составит 1,5 млн автомобилей, причем каждая четвертая машина будет грузовиком. К 2043 году, как поясняли в консорциуме, поток должен вырасти до 2 млн машин в год; при этом проезд для легковых машин будет бесплатным. Стоимость переправы для грузовиков будет варьироваться от 944 до 2018 руб. в зависимости от габаритов, сообщалось в паспорте проекта. Правительством республики ранее отмечалось, что окупаемость проекта составит порядка девяти лет. «Мост откроет круглогодичный доступ к колоссальным месторождениям и повысит транспортную доступность для населения с 20,9% до 83%. Прямое сокращение только бюджетных расходов на северный завоз превысит 4 млрд рублей ежегодно», — пояснял губернатор. Он рассчитывал, что с появлением моста в Якутске исчезнет проблема сезонного повышения цен на товары народного потребления, благодаря чему каждая якутская семья сможет экономить более 5 тыс. руб. ежемесячно.

Переправа для экономики

По оценке Айсена Николаева, ввод Ленского моста в эксплуатацию не только обеспечит рост круглогодичной транспортной доступности населения с 20,9% в 2018 году до 83% в 2025-м, но и увеличит ВРП Якутии на 2,5–3%. Аналитики из PwC считают, что реализация проекта «даст толчок к развитию транспортной инфраструктуры и обеспечит возможность создания в Якутске крупного мультимодального транспортного узла, где сольются несколько видов транспорта — железнодорожный, речной, авиационный и автомобильный». «В Якутии сложная логистика, но при желании развивать регион экономически, необходимо, чтобы бизнес мог эффективно осваивать другую сторону реки», — считает член экспертного совета по повышению эффективности управления при комитете Госдумы по предпринимательству Николай Калмыков. В госпрограмме развития транспортного комплекса республики на 2018–2022 годы приводились оценки, что запуск проекта снизит стоимость потребительских товаров и услуг на 7–10% и уровня бедности населения в регионе на 1,3 п.п. По словам Николая Калмыкова, мост способен увеличить и туристическую привлекательность региона. «Якутия до сих пор не в полной мере реализовала свой потенциал, несмотря на богатую природу и самобытную культуру. Продвижение комфортной городской среды и дорожно-транспортной инфраструктуры создает стимул для развития туризма. Даже поездка на мост может стать отдельным маршрутом, как в Приморье, где переправа на остров Русский стала новой визитной карточкой края. Предприниматели смогут, например, построить гостиницу на территориях, которые ранее были куда менее доступны», — рассуждает эксперт.

По словам министра экономики Республики Саха, (Якутия) Майи Даниловой, возведение перехода позволит обеспечить приток дополнительных инвестиций в несырьевые проекты до 200 млрд руб. Николай Калмыков говорит, что проект поможет оживить и строительную индустрию. «Появится дополнительная возможность доставки в регион техники и квалифицированных кадров. Это в дальнейшем может вызвать бум строительства других объектов частными инвесторами», — считает он.

В республиканском правительстве надеются и на рост привлекательности якутских территорий опережающего развития (ТОР). Сейчас в республике действуют две ТОР — «Южная Якутия» в Нерюнгри и «Якутия» в Якутске. В созданной в 2016 году «Южной Якутии» расквартировались 15 резидентов, которые, по данным ТАСС, фактически инвестировали в ТОР «Южная Якутия» около 57 млрд руб. По словам полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева, в «Южной Якутии» уже как минимум вдвое превышены плановые показатели развития, заложенные правительством РФ. В созданной в 2015 году ТОР «Якутия» сейчас реализуется 24 проекта с объемом инвестиций в 12,4 млрд руб. «Когда предприниматель видит, что в регион вкладываются, задействованы макропроекты, они сдаются вовремя и делаются качественно, возрастает инвестиционный рейтинг региона. Это, в свою очередь, ведет к появлению новых инвестпроектов. Предприниматели станут вкладывать в Якутию средства и платить налоги — совокупный мультипликативный эффект подсчитать невозможно, но он будет огромен», — говорит Николай Калмыков.

Автор: Александр Кочетов

Источник: РБК